Первые кресла, богато украшенные резьбой и драгоценными металлами, появились в Древнем Египте и Месопотамии и были доступны лишь фараонам, царям и знати. До наших времен дошел старинный экземпляр — кресло древнеегипетского фараона Тутанхамона, правившего в XIII веке до н.э. Это трон, выполненный из дерева, отделан золотом, украшен мозаикой, подлокотники сделаны в виде идущих львов. Пра-пра-пра кресло выглядит вполне привычно: сидение, спинка, ножки и подлокотники.
Что касается диванов, то их родиной принято считать Ближний Восток, а термин «диван» имеет персидское происхождение. Изначально «диваном» называлась комната, для государственных совещаний. В ней среди ковров и многочисленных подушек принимались решения и вершились судьбы. Позднее «диваном» стали называться комнаты для приема гостей в частных домах, а затем и привычные мягкие диваны со спинкой.
В Риме было принято пировать, лежа на кушетках со множеством подушек из мрамора, дерева или бронзы. В изголовье ставились столики с напитками и яствами. Состоятельная знать с удовольствием проводила дни, предаваясь приятным беседам с гостями.
У жителей Древнего Рима появились также кресла, покрытые мехом и тканью. И изобретение курульного кресла в форме складного стула без спинки – заслуга римлян. Его делали из слоновой кости, металлов или мрамора. Во времена падения Римской империи они почти исчезли из обихода: встретить их стало большой редкостью.
У Юлия Цезаря было собственное курульное кресло из слоновой кости и бронзы, которое повсюду носили за ним.
В эпоху Средневековья кресла продолжают оставаться символом статуса и привилегированного положения. Их делают из слоновой кости, металлов и дерева для церковной и светской знати. Для комфорта подкладывали подушки.
Трон Карла Великого в Аахене (VIII век нашей эры)
XVI век стал знаковым не только для мировой истории, но и для популяризации кресел. Производство расширилось, и зажиточные горожане наравне с сильными мира сего, могли позволить себе роскошь. Кресло, отчасти, утратило сакральное значение, отныне оно перестало быть прерогативой правителей и приближенных к ним лиц.
Именно в XVI веке в Голландии появились кресла, обитые кожей. Началось их массовое производство с мягкой обивкой – они быстро приобрели широкое распространение. Во Франции кресла стали полем для деятельности художников и очень скоро превратились в настоящие произведения искусства: для сидения использовались подушки, а каркас обивали дорогими заморскими тканями (китайским шелком и бархатом). Лучшие образцы изготавливали искусные резчики по дереву. Изгибы и формы спинок, подлокотников, ножек меняли новые дизайнерские задумки, а в эпоху рококо искусство мастеров в этой области достигло расцвета. Ведь это время роскоши и богатого декора.
Во второй половине XVIII века классицизм стал новым культурным направлением и, конечно, повлиял на дизайн: спинка стала заметно отделена от сиденья.
В XIX веке в Великобритании стали популярны плетёные модели.
Европейская мода XVII-XVIII веков, включавшая корсеты и сложные туалеты, не позволяла красиво лечь и с комфортом разместиться на диване. Поэтому римские диваны не прижились. Зато кушетки и канапе, на которые можно изящно полу-присесть в туго затянутом платье, быстро нашли свое место в светских домах.
Самый длинный в мире диван, вошедший в книгу рекордов Гиннеса, изготовили в России, в городе Саратов. Его длина составила 1 километр, а разместиться на нем одновременно могут 2,5 тысячи человек.
В XX-ом веке промышленность переживает резкий скачок в развитии. В дизайне особое внимание начинают уделять удобству и эргономичности. В этот период появилось много уникальных дизайнов направленных именно на соответствие анатомическим особенностям человека. Одна из главных тенденций – популярность металлических конструкций, а затем кожаной отделки.
Шведский врач Бент Акерблом создал удобный стул, учитывающий анатомическое строение тела человека. Он обнаружил, что расстояние от сидения стула до поясницы всегда составляет 22-23 см независимо от возраста и пола человека. При этом плечи и лопатки опираются на спинку, а поясница остается напряженной. Изобретенный им стул помогает позвоночнику избегать лишней нагрузки и принимать природное S-образное положение.
Самый дорогой диван в мире, изготовленный Роном Арадом из стали, стоит более 300 000 долларов. А вот использовать его по назначению не очень удобно.
Диван предполагает расслабленное времяпровождение – удобство для него — неотъемлемая характеристика, но внешнему виду также уделяется большое внимание. Пожалуй, самый эффектный диван XX века — диван-губы гения Сальвадора Дали. Очертаниями диван повторяет форму губ скандальной и сексуальной звезды Бродвея Мэй Уэст, которую Дали превозносил.
Диваны и кресла, такие привычные сегодня, еще несколько столетий назад были доступны только избранным. Они видоизменялись и прошли собственную эволюцию. Над дизайном этих распространенных предметов интерьера работали выдающиеся художники и дизайнеры, придавшие замысловатые формы спинкам и подлокотникам, придумавшие необычные фактуры ткани и запоминающиеся узоры. Сегодня каждый может почувствовать себя немного королем, с удобством разместившись в любимом кресле. Ранее мы публиковали полезную статью о том, как выбрать подходящее кресло.
Фото: nabytekcz.com, kresla-plus.ru, supermamma.ru, blog.unitex.ru, admagazine.ru, mur.tv
Источник: